Перейти к основному содержанию

Сакральные ритуалы Церемоний коронации Его Величества Рамы X

В сердце королевских Церемоний коронации – Церемония помазания Его Величества Короля.

Королевские регалии. Фото Фото Пакорн Киттитаро

Торжественные и величественные Церемонии Коронация Его Величества Махи Вачиралонгкорна последуют многовековым ритуалам, заложенным у самых истоков тайской монархии.

Церемонии коронации состоят из нескольких обрядов и ритуалов, которые будут длиться с 4 по 6 мая.

Основные события будут происходить 4 мая, и святая вода станет самым важным компонентом королевского ритуала.

Церемонии коронации завершают процедуру восхождения монарха на престол и предоставляют полную легитимность его царствования.

По королевской тайской традиции, король, который восходит на трон и еще не завершил обряд коронации, носит титул Сомдет Пхра Чао Юй Хуа.

Только после завершения Церемонии коронации он принимает титул Пхра Бат Сомдет Чао Юй Хау - к предыдущему титулу прибавляется префикс Пхра Бат.

Вода в основе королевских обрядов

Заместитель Премьер-министра г-н Виссану Креа-Нгам
Глава правительственного Комитета по организации Церемоний коронации:

Святая вода является наиболее важным компонентом в королевских обрядах у тайских монархов.

Керамические сосуды для королевских Церемоний коронации изготовлены на гончарной фабрике в провинции Ратчабури. Фото PRD

«В то время, как у европейских королей ритуал возложения короны является высшим событием Церемонии коронации, в ритуалах коронации монархов Юго-Восточной Азии, Таиланда и Камбоджи, прослеживается влияние древнеиндийских традиций, которые придают большое значение обрядам, связанным с использованием святой воды», сказал г-н Креа-Нгам.

Поэтому вода лежит в основе Церемонии коронации.

Бором Рача Пхисек - тайский термин, который эквивалентен коронации европейского монарха.

Бором – означает великий, Рача – король, Пхисек – сокращенная форма Апхизек, что означает налив воды.

«Тайский термин не имеет ничего общего с короной», отметил г-н Креа-Нгам.

Для удобства общения с западными людьми, термин «коронация» используется в описании тайского королевского ритуала.

В двух основных обрядах 4 мая будет использоваться святая вода.

Очистительное купание

Первый - этот обряд очищения или Сонг Пхра Муратха Бхисек, в котором король принимает церемониальное купание под душем освященной воды.

Традиция обряда для монарха состоит в том, чтобы «очистить» себя прежде чем перейти к следующим важным ритуалам.

«Вода, которая будет использоваться в этой церемонии, должна быть собрана из определённых источников, считающихся священными», отметил г-н Креа-Нгам.

Согласно древним священным писаниям брахманизма, вода для церемоний коронации королей древней Индии бралась из Панча Маха Нати или «пяти великих рек» Индии – Ганги, Махи, Ямуны, Сарайи и Ачиравати, которые стекают вниз с горы Кайлас, где на вершине восседает индуистский Бог Шива. Поэтому вода считается священной и пригодной для королевских церемоний.

Свидетельства обрядов коронации древнего Сиама появляются на каменной надписи Ват Сичум периода Сукхотай в 13 веке, а также в хрониках Аюттхайи 14-18 веков.

Однако никакие свидетельства не показывают, что вода из пяти рек Индии использовалась в коронациях тайских королей в королевствах Сукхотай и Аютхайя.

Но старые записи показывают, что вода, используемая в церемониях коронации королевства Аютхайя, была взята из четырех священных прудов – Са Кет, Са Каев, Са Хонгха, Са Ямуна в Сапхан Бури.

Четыре священных источника Таиланда. Фото PRD

Обряды коронации королей от Рамы I до Рамы IV раннего периода Раттанакосин следовали практике королевства Аюттхайи, используя воду из пяти прудов с добавлением воды из пяти главных рек страны – Пасак, Чао Прйя, Банг Паконг, Ратчабури и Пхетчабури.

Эти пять рек Таиланда, называемые Бенча Сутта Кхонг Кха, что означает «пять потоков чистой воды», считаются эквивалентами пяти рек Индии, отражая влияние древней индийской традиции.

Во время первой коронации короля Чулалонгкорна Рамы V, в 1862 году, вода, используемая в церемониях коронации, была взята из вод тайских источников, что и в церемониях коронаций его предшественников.

Во время его визита в Индию в 1872 году, Рама V взял воду из пяти великих рек Индии, как это предписано древними писаниями браминов и добавил её в воду местных источников для использования в церемониях коронации в следующем году.

«Его Величество Маха Вачиралонгкорн Рама X выразил пожелание, чтобы церемонии коронации были экономичными и проводились в соответствии с тайскими королевскими традициями», сказал г-н Виссану Креа-Нгам.

В Церемониях коронации Его Величества Махи Вачиралонгкорна будет использоваться вода из тайских священных источников.

Церемониальное купание очищения будет проходить в Чакрабат Биман Роял Резиденс в Большом дворце. Его Величество будет восседать в белом халате в специальном павильоне, затем служители откроют душ под навесом, чтобы выпустить воду над Королем.

Помазанье монарха

После завершения церемонии Сонг Пхра Муратха Бхисек, Король переоденется в свои царственные облачения, прежде чем отправиться в тронный зал Байсал Даксин, где Его Величество будет помазан освящённой водой для коронации.

«К этой церемонии для Его Величества будут созданы новые царственные одежды», сказал г-н Виссану.

Для Церемонии помазания вода собирается из 108 источников в 77 провинциях по всему Королевству и благословляется для помазания монарха.

Церемония символизирует становление монарха, которому предоставлена полная законность, чтобы управлять королевством.

В тронном зале Байсал Даксин Его Величество будет восседать на восьмиугольном троне Атха Диса Удумбара Раджа Асана, сделанном из инжирного дерева.

Король получит освященную воду от восьми человек, которые потом польют ее на руки монарха.

«В прошлом, для предоставления воды королю выбирались брамины королевского двора, как при Раме VII», сказал г-н Виссану.

Во время коронации короля Пумипона Адульядета в 1950 году, восемь членов парламента провели ритуал вместо браминов, подчеркивая положение короля Рамы IX в демократической системе.

На коронации 4 мая Её Высочество Принцесса Маха Чакри Сириндорн, младшая сестра Короля; Премьер-министр Таиланда г-н Прают Чан-Оча; Президент Национального законодательного собрания, Президент Верховного суда и четыре брамина и пандиты (ученые) Королевского суда проводят Церемонию помазания Короля Рамы X святой водой из 108 источников Королевства.

«После Церемонии помазания, Король Рама X отправится в западный конец тронного зала Байсала Даксина, где он будет восседать на другом троне, называемом троном Бхатрапита», сказал г-н Виссану  Креа-Нгам.

Главный брамин преподнесет Его Величеству золотую табличку, на которой будет написано новое официальное имя Короля, еще одну золотую табличку с гороскопом Короля и Королевскую Государственную печать.

Королевские регалии или Круанг Раджа Какудхабханд, состоящие из шести предметов, будут дарованы посвященному Королю.