Перейти к основному содержанию

Интервью с российским яхтсменом Александром Казанцевым

Интервью с российским яхтсменом и сооснователем проекта Sail Experts Александром Казанцевым о парусном спорте, яхтах, его проекте и о том, как стать настоящим яхтсменом.

Александр Казанцев: Яхтинг прекрасен тем, что каждый человек может найти себя в нём.

Александр Казанцев, российский яхтсмен, сооснователь проекта «Sail Experts», участник и победитель многих международных регат, коллега Петра Кочнева, яхтсмена из Екатеринбурга, известного шкипера в России и в мире, рассказывает о том, что такое яхтинг, чартер и бизнес-регаты.

Экипаж парусной яхты «Tonicola 2» во главе с Петром Кочневым стал победителем «The Bay Regatta 2012» на Пхукете, Краби и Пнан Нга, участвовал и одержал много побед в чемпионатах парусного спорта по всему миру.

Сейчас опытная команда работает над проектом по подготовке новых чемпионов, продолжая участвовать во всех значимых мировых состязаниях. Что помогает Петру и Александру оставаться в отличной спортивной форме, выигрывать регаты и о том, что такое современный яхтинг в интервью для «Новостей Тайланда».

Александр Казанцев: Позвольте сперва рассказать вам и вашим читателям о том, что такое парус и каким он бывает. Вообще, парус делится на две большие категории: отдых (так называемый круиз) и спорт (парусные регаты в разных дисциплинах).
Яхтинг прекрасен тем, что каждый человек может найти себя в нём: кому-то больше по душе быть капитаном, кто-то любит неспешные переходы с семьёй, а кому-то хочется соревнований.

Участие в регате доступно практически любому человеку со средним достатком, даже абсолютному новичку в парусе!

Организацией отдыха под парусом во всех частях мира мы занимаемся достаточно давно, но давайте поговорим подробнее именно о парусном спорте, ведь именно он является темой нашего интервью.

Парусный спорт, в свою очередь, разделяется на две большие категории: профессиональный и любительский. Профессионалы, как и следует ожидать, живут парусом. Все члены экипажа — действующие спортсмены высшей квалификации (участники и призёры Олимпийских Игр, победители национальных и мировых чемпионатов).

Участие в таких соревнованиях требует серьёзной подготовки и серьёзных финансовых вложений. Кстати говоря, парусный спорт включен в программу Летних Олимпийских Игр с 1900 года. А ещё раньше, в 1851 году, было проведено старейшее в мире международное соревнование - «Кубок Америки»; и по сей день эта регата является самой престижной и известной.

Как я уже заметил, существует и второй вариант — любительский парусный спорт, так называемые бизнес-регаты. Что же это такое, спросите вы?

На самом деле, бизнес-регаты не менее зрелищны и захватывающи, чем профессиональные регаты. Основная ставка делается на атмосферу, большое и разнообразное количество участников и, конечно, сами соревнования. Обычно, во главе яхты стоит профессиональный капитан, а все остальные члены экипажа — любители. У кого-то опыта больше, у кого-то меньше, но, тем не менее, это любители и для них яхтинг не является основным видом деятельности. По обыкновению, гонки длятся 3-4 дня и сопровождаются фуршетами, выступлениями и постоянным ощущением праздника.

В бизнес-регатах участие может принять абсолютно любой человек. Одно из главных условий — совместимость с остальными членами экипажа. Опытный шкипер может точно определить, сможет ли человек принять участие в том или ином соревновании с остальными членами экипажа.

Конечно, большинство участников таких регат — вполне состоявшиеся люди, но это совсем не значит, что участие в бизнес-регате очень дорого. Это удовольствие доступно большинству представителей среднего класса, вопрос лишь в приоритетах: потратить деньги на 2 недели лежания на пляже, например, в Турции или же принять участие в регате или хотя бы круизе? Для нас, людей увлечённых парусом, ответ очевиден.

Позвольте ещё раз повторить основной момент: участие в регате доступно практически любому человеку со средним достатком, даже абсолютному новичку в парусе!

Новости Тайланда: Вы стали участником триумфальной для русских яхтсменов регаты в Тайланде «The Bay Regatta 2012». В каких еще гонках участвовал Ваш экипаж в сезоне 2012-2013 года. Какой чемпионат стал самым впечатляющим?

Александр Казанцев: Вообще, мы принимаем участие в 15-20 событиях ежегодно. 2012 год начался для нас с прекрасного отдыха на парусных катамаранах на Сейшельских островах (а 2013 — с путешествия на трёх катамаранах в акватории Пхукета).

Если же говорить конкретно о соревнованиях, то мы ежегодно с удовольствием участвуем в серии регат Pitter — это «Kornati Cup», «BMW Business Cup» и «UNIQA Offshore Challenge». Все три гонки проводятся в Хорватии нашими друзьями и партнёрами, австрийской компанией «Pitter».

В «Kornati Cup» мы заняли второе место в классе «Bavaria Cruiser 45», отстав от лидеров на одно очко. В «BMW Business Cup» вообще сложилась удивительная картина, из 34 лодок нашей группы места со второго по четвёртое заняли русские команды, конкретно мы заняли второе место.

Обе эти регаты проходили в акваториях города Биоград-на-мору и каждый вечер яхты возвращались на стоянку в марину, а на берегу проводились великолепно организованные банкеты, фуршеты и праздники.

«UNIQA Offshore Challenge» несколько выбивается из этой картины — гонка проходит безостановочно вдоль берегов Хорватии из Биограда до Дубровника, потом даётся день отдыха и все идут обратно.

Наш экипаж не смыкал глаз больше суток! Таким образом, по результатам двух гонок, команда «Sail Experts» оказалась на четвёртом месте в общем зачёте и на втором месте в своём классе! Но такой тип гонок, безусловно, сложнее обычных прибрежных регат. Опять же повторюсь: каждый сможет найти себе регату по душе.

В этом году команда «Sail Experts» уже успела побывать на карибской регате «Saint Maarten Heineken Cup» в составе трёх парусных катамаранов. В регате участвовали яхтсмены из более чем 32 стран, количество участников превысило 200 человек.

Экипаж катамарана Петра Кочнева занял первое место в классе многокорпусных судов, все 3 гонки удерживая первую позицию. Пётр, как и некоторые члены его экипажа, уже в четвёртый раз принимает участие в данном событии.

Два других наших экипажа под командованием Берсенёва Евгения и Кочнева Андрея заняли 11 и 9 места соответственно - это хороший и достойный результат, ведь конкуренция очень высокая и недостаток опыта на данной акватории даёт о себе знать.

Как вы уже заметили, мы постоянно открываем новые горизонты, и, впервые участвуя в «The Bay Regatta» в 2012 году, экипаж Петра Кочнева занял первое место. Тайланд - интереснейший регион с большим потенциалом как для отдыха под парусом, так и для участия в парусных регатах!

Новости Тайланда: В предстоящей регате на Пхукете на «Кубок Короля» будут ли участвовать российские спортсмены и Ваша команда?

Александр Казанцев: Да, конечно наша команда примет участие, как и другие яхтсмены из России. Мы будем участвовать на лодке «Tag», которая достаточно быстра, чтобы позволить нам бороться за призовые места.

Новости Тайланда: Расскажите, пожалуйста, о членах Вашего экипажа.

Александр Казанцев: Пётр Кочнев, наш бессменный капитан и соавтор проекта «Sail Experts». Родился и вырос в Екатеринбурге, яхтингом занимается более 30 лет. Сильный и уверенный в себе человек, настоящий профессионал и знаток своего дела. Пётр всегда старается всё сделать хорошо, это касается и подбора экипажа и подготовки лодки. Ещё очень важный момент: Пётр никогда не сдаётся, это иногда позволяет выхватить победу из рук соперников в самый последний момент.

В целом же, наш основной экипаж состоит из уверенных в себе людей. Все они любители в мире яхтенного спорта, но большинство уже имеет неплохой опыт участия в соревнованиях. Это, несомненно, является серьёзным преимуществом, ведь команда понимает капитана с полуслова и выполняет все необходимые действия быстро и скоординированно. Наша команда - это те люди, с которыми хочется проводить время и на берегу и в море, они умны и обаятельны, и так же увлечены парусом, как и мы.

Попасть в нашу основную команду можно связавшись с нами, и, если вы себя зарекомендуете как человек, способный приносить пользу во время гонок, вы можете стать постоянным членом сплочённой команды «Sail Experts».

«Sail Experts» - это сообщество людей, увлечённых парусом, в которое может вступить любой желающий.

Если же вы не чувствуете в себе достаточной уверенности или никогда не выходили на воду под парусом, всегда можно организовать вторую или даже третью команду под предводительством наших опытных шкиперов — победить, может, и не получится, но вы получите огромное удовольствие, это я могу гарантировать!

Бизнес-регаты как раз и хороши тем, что и без победы вы испытаете такой спектр эмоций, что ещё долго будете вспоминать своё участие в гонке. Плюс, это отличный способ провести бизнес-встречи или же завести новые знакомства.

Новости Тайланда: Западные СМИ в Тайланде с восхищением говорят о мастерстве наших шкиперов и их экипажей. Кто по-Вашему на сегодняшний день самый лучший русский капитан (или капитаны)?

Александр Казанцев: На такой вопрос практически невозможно ответить, постоянно кто-то выходит вперёд, кто-то отстаёт и потом догоняет. Это непрерывный процесс, поэтому это так интересно. Никогда нельзя с уверенностью сказать победит тот или иной шкипер. Безусловно, есть люди, имена которых постоянно появляются в отчётах о регатах. И мы очень рады, что мы постоянные гости в подобных отчётах. Одно я могу сказать точно: в России много хороших яхтсменов, способных составить конкуренцию на парусных соревнованиях всех уровней.

Новости Тайланда: Вы создали с Петром Кочневым интернет проект «Sail Experts». Расскажите, пожалуйста, как родилась идея создания «Sail Experts»?

Александр Казанцев: «Sail Experts» - это, в первую очередь, не интернет проект, а сообщество людей, увлечённых парусом, в которое может вступить любой желающий.

Познакомились мы с Петром Кочневым около 5 лет назад. Именно он привёл меня в мир парусных лодок и я могу считать его своим учителем.
Сложилась такая ситуация, что у него были все возможности организовывать людей и побеждать в парусных регатах, но не было административной возможности управлять всем этим и быстро налаживать новые контакты. У меня же была (и по сей день остаётся) такая возможность.

Победа на регате — это не заслуга одного человека и это важно понимать. Требуется подобрать команду, организовать трансферы, найти подходящую лодку, установить и наладить контакт с организаторами. Победа начинается на этапе подготовки, а способный экипаж под руководством хорошего шкипера способен реализовать весь потенциал команды в виде призового места. Всё это отнимает много сил и нервов и один человек, каким бы он не был умелым, просто не в состоянии справиться.

С тех пор мы многому научились, завели множество полезных знакомств и начали привлекать в проект новых специалистов и партнёров. Всё это позволяет решать вопросы быстро и с максимальной отдачей. Например, мы можем подыскать для вас и вашей семьи (или друзей) яхту с наёмным капитаном в любой точке мира по цене иногда меньшей, чем предлагают чартерные компании.

Несмотря на множество организаторской работы, я нахожу время и иногда тоже выхожу на воду под парусом.

Новости Тайланда: Скажите, "лучший яхтсмен" это талант от Бога или можно научиться?

Александр Казанцев: Конечно, техническим аспектам можно обучиться. Если вы говорите про роль капитана, то есть так называемое «чувство ветра», упорство, способность концентрироваться на долгое время и сплочать разных людей. Научиться этим качествам уже сложнее, это или от природы или из детства.

А если вы говорите про рядового члена экипажа, то стать надёжным членом команды можно, много тренируясь и доверяя вашему капитану больше, чем себе. В любом случае, попробовать стоит.

Кстати говоря, профессиональный и успешный яхтсмен должен обладать очень широким спектром знаний: это и метеорология, и навигация, и умение работать руками, и знание морских правил и иностранных языков, и даже кулинария. Навыки оказания медицинской помощи, конечно, тоже не будут лишними. Если же у вас нет времени на всё это, вы можете довериться капитану и приносить пользу команде, овладев любым из перечисленных навыков.

Новости Тайланда: Берете ли Вы новичков в свои походы? Как можно стать членом Вашего экипажа?

Александр Казанцев: Конечно! Не факт, что получится попасть в основной состав, но у каждого есть шансы! В любом случае, если вам интересны регаты, мы можем организовать дополнительный состав под руководством наших шкиперов.

А в случае, если вам интересен просто отдых под парусом, попасть на яхту может абсолютно любой человек. Обычно чартер (аренда яхты) длится 7 дней, начиная с субботы, но возможны варианты.

Чтобы яхта смогла выйти на воду и ваше путешествие получилось недорогим в финансовом плане, нужно минимум 4-5 человек, так что самый оптимальный вариант — прийти к нам с уже готовой командой, например, друзей.

Это действительно просто: три семьи могут предварительно договориться и связаться с нами, назвав количество людей и пожелания относительно яхты, места и сроков. Мы подберём хорошую лодку в нужном месте и на нужный период. Если среди вас есть хоть один человек, обладающий лицензией на управление парусной лодкой, то кроме вас на яхте никого и не будет.

Если же среди ваших знакомых нет сертифицированных шкиперов, то мы предоставим вам нашего капитана, однако, как вы понимаете, придётся оплатить работу этого человека. Есть и более дешевый вариант — мы можем нанять вам профессионального капитана прямо на месте, но он, скорее всего, не будет говорить по-русски.

Новости Тайланда: У пиратов был свой Кодекс. Есть ли сейчас какие-то свои законы у моряков? Подчиняются ли им?

Александр Казанцев: Про пиратов мы, конечно же, знаем только из книг и фильмов. Как и в любом обществе, у моряков есть свои законы, правила, обычаи. К тому же, открытое море — зона повышенной опасности, и капитан отвечает за судно и свой экипаж.

Этим обуславливается наличие Международных Правил Предупреждения Столкновения Судов в море (МППСС), Международных Правил Парусных Гонок, наличие «хорошей морской практики» и многих других законов.

Существуют и правила этикета на воде. Например, нельзя ступать на чужую яхту без приглашения — это невежливо. А расходясь с другой яхтой, вас всегда поприветствуют члены другого экипажа.

Безусловно, есть люди, которые не подчиняются правилам, но таких не любят в парусном спорте и, в целом, в яхтинге, как, впрочем, и в любом другом месте. Могу сказать точно, что если вы будете уважать других яхтсменов и делать всё для повышения безопасности на палубе — вы не ошибётесь и вам всегда будут рады в любой компании яхтсменов!

Новости Тайланда: Александр, спасибо за интервью, было очень интересно! Желаем Вам успеха в ваших начинаниях, удачи и новых побед в парусных турнирах!

Александр Казанцев: И вам, Ирина, спасибо за возможность рассказать о нашем любимом деле! Ждём вас и ваших читателей на палубе, и не важно — регата это будет или обычный круиз!

Фотографии предоставлены проектом Sail Experts, получить более подробную информацию о проекте, посмотреть записи чемпионатов и гонок, увидеть интересные фотографии с регат и турниров можно на официальном сайте проекта sailexperts.ru