Перейти к основному содержанию

Кирилл Барский к 15-летию ШОС

С 2011 по 2014 года Кирилл Барский представлял Россию в ШОС. В интервью к 15-летию Шанхайской организации сотрудничества он делится своими взглядами на перспективы Шанхайской Организации в будущем, о встречах и новых государствах-членах ШОС.

В сентябре 2011 года Кирилл Михайлович Барский возглавил Шанхайскую Организацию Сотрудничества в качестве специального представителя Президента Российской Федерации по делам Шанхайской организации сотрудничества, национального координатора Российской Федерации в ШОС, выполнял миссию Посла по особым поручениям. Глава Правительственной делегации по формированию правовой основы деятельности ШОС.

Какие события из жизни ШОС стали для Вас наиболее памятными?

Работа на шосовском направлении с 2011 по 2014 годы была наполнена и кропотливым каждодневным трудом, и яркими, незабываемыми впечатлениями. Пожалуй, наиболее памятными событиями для меня стали начало и завершение моей деятельности на посту Специального представителя Президента Российской Федерации по делам ШОС.

Начало выдалось непростым. На ноябрь 2011 года (я получил назначение в конце сентября) было намечено проведение заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге. В это время Организация оказалась на распутье: как быть с экономической повесткой дня? Она объективно «просилась» на приоритетное место в условиях последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., но не все участники ШОС были к этому готовы.

Поэтому не было ничего удивительного в том, что подготовка к питерскому заседанию СГП шла очень тяжело. Заключительная встреча национальных координаторов в Москве, в Особняке МИДа на Спиридоновке накануне саммита продолжалась до поздней ночи, но не принесла результатов. Не было согласовано ни итоговое Коммюнике, ни Заявление глав правительств по экономическим вопросам. Ситуация складывалась критическая. Наутро все прибыли в Санкт-Петербург и снова собрались, теперь уже в Представительстве МИД России на набережной Невы. Нервы были на пределе. Только к концу дня, за несколько часов до начала заседания СГП ШОС спорные вопросы удалось снять.

Считаю, что успешное проведение той встречи в Питере, когда премьер-министры однозначно высказались за активизацию экономического взаимодействия в рамках ШОС, в пользу более тесного сотрудничества в целях преодоления последствий кризиса стало поворотным моментом, выдвинувшим экономическую составляющую на видное место вслед за главным приоритетом в деятельности Организации – борьбой с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Запомнился апрель 2014 года, который был ознаменован первыми в истории шанхайской «шестерки» консультациями делегаций государств-членов и государств-наблюдателей при ШОС в Пекине. Эта встреча положила начало практическим шагам по приданию диалогу с наблюдателями нового качества, а затем и процессу расширения Организации. 

Фото Синьхуа 2012 год ШОС глазами Китая 

Какой видится Вам перспектива развития Организации в ближайшие десять лет?

Следующее десятилетие будет ключевым этапом в эволюции Шанхайской организации сотрудничества, когда ей предстоит выйти на искомые параметры, зафиксированные в Стратегии развития ШОС до 2025 года.

Думаю, что в условиях обострения угроз безопасности и нарастания факторов неопределенности в международных отношениях, с одной стороны, и ускорения движения мира к новому полицентричному равновесию, интенсификации регионального сотрудничества и интеграционных процессов, с другой, перед ШОС открываются перспективы превращения в мощный центр мировой политики и экономики.

Террористическая угроза в лице так называемого «Исламского государства» и его идейных сподвижников является прямым вызовом человеческой цивилизации и конкретно тем странам, которые оказались в географическом ареале его тотального наступления на современный миропорядок. А это не только Ближний Восток и Северная Африка, но и Европа, Россия, Центральная Азия, Китай, Афганистан, Пакистан, Иран, Индия, Бангладеш, страны АСЕАН. Таким образом, практически все государства-члены, наблюдатели и партнеры по диалогу ШОС оказываются перед лицом нарастающей опасности.

В то время как другие механизмы сотрудничества серьезно пробуксовывают, именно Шанхайская организация как широкий клуб единомышленников призвана обеспечить их внешнюю защиту и внутреннюю безопасность, противодействовать насильственному экстремизму, в том числе с использованием методов «мягкой силы», с привлечением учреждений системы образования, религиозных деятелей, СМИ, научного сообщества, бизнеса и т.п.

Главная задача - не допустить переноса очага войны в Центральную Азию, преградить путь распространению экстремистской заразы в государствах «шосовской семьи», укрепить «иммунитет» стран нашего региона к разного рода экспериментам в жанре «политической инженерии», научиться давать твердый отпор попыткам внешних сил менять по своему усмотрению законные правительства.

Повернувшись лицом к экономической повестке дня, ШОС должна будет реализовать свой потенциал в качестве площадки для гармонизации экономических интересов государств, расположенных в зоне ее ответственности. С появлением Евразийского экономического союза и выдвижением концепции «Экономического пояса Шелкового пути» стала выкристаллизовываться новая конфигурация интеграционных процессов на пространстве Евразии.

Рождение нового континентального экономического партнерства с участием стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, о котором впервые заявил Президент России В.В.Путин в декабре 2015 года, становится не только возможным, но и весьма востребованным. ШОС и может стать той платформой, на которой удастся добиться сопряжения всех существующих интеграционных проектов.

Принятое на саммите ШОС в июле 2015 года в Уфе решение о расширении Организации стало крупнейшим событием в мировой политике. Следует ожидать, что в течение следующих десяти лет ШОС примет в свои ряды не только Индию и Пакистан, но и Иран, а возможно и ряд других стран, которые сегодня стучатся в двери Шанхайской организации.

Это даст ШОС такие преимущества, которые не снились ни одной из существующих ныне региональных организаций, превратит ее в одно из наиболее влиятельных международных объединений. Однако за этим последует и иной уровень ответственности за мир и безопасность, устойчивое развитие и межцивилизационный диалог в Евразии и АТР.

Фото Посольства РФ в Тайланде. Посол России в Тайланде Кирилл Барский с Послами Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и Шри Ланки.

С какими интересными людьми Вас свела ШОС?

ШОС как перспективная международная структура, работа в которой требует высокой квалификации и креативного подхода, привлекает к себе людей деятельных, талантливых.

Едва ли случайно, что за годы работы на шосовской ниве мне довелось встретиться и взаимодействовать со многими коллегами, ставшими для меня не только партнерами и коллегами, но и добрыми друзьями. Со многими из них я был знаком и раньше – как, например, с бывшим Генеральным секретарем ШОС Дмитрием Федоровичем Мезенцевым (мы познакомились еще в середине нулевых годов, когда он был заместителем Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) или с нынешним Генеральным секретарем Рашидом Кутбитдиновичем Алимовым (в конце 90-х годов мы одновременно оказались в Нью-Йорке, параллельно работали на ооновском направлении и часто общались).

Другие встречи открыли мне целую плеяду новых собеседников – высоких профессионалов и прекрасных людей. Прежде всего это касается моих коллег-координаторов государств-членов ШОС. С ними мы прошли вместе большой путь, прорабатывали десятки вопросов, договаривались, дискутировали, спорили, но в конечном итоге совместными усилиями укрепляли нашу Организацию.

Обо всех этих людях у меня остались самые теплые воспоминания. Уверен, что мы еще не раз встретимся с ними на перекрестках судьбы.

Какие воспоминания у Вас связаны с появлением в ШОС новых государств-наблюдателей и партнеров по диалогу?

До назначения на должность Специального представителя Президента Российской Федерации по делам ШОС я занимался в МИДе вопросами азиатской безопасности и сотрудничества и в этом качестве имел возможность общаться с представителями государств-наблюдателей – Афганистана, Белоруссии, Индии, Ирана, Монголии, Пакистана – и партнеров по диалогу – Турции, Шри-Ланки (сейчас круг этих стран стал еще шире). Но именно ШОС позволила активизировать наше общение.

Так, с 2011 года мы начали регулярно проводить встречи стран-членов и наблюдателей по проблематике региональной безопасности, которые превратились в важный канал укрепления взаимного доверия между нами. С некоторыми коллегами я стал встречаться в формате двусторонних консультаций по шосовским делам. А кое с кем мы продолжаем тесно общаться и сейчас.

Мир тесен: вскоре после моего назначения послом в Таиланде в Бангкок прибыл новый посол Монголии – Тугсбилгуун Тумурхулег, с которым мы познакомились еще в Пекине, когда занимались тематикой ШОС.

Вообще должен отметить, что на протяжении последних лет мы явились свидетелями интереснейшего сдвига в международных отношениях: вокруг ШОС начала складываться группа дружественных стран, которые при всем их многообразии объединяет общее стремление проводить независимую, самостоятельную внешнюю политику, исходя из своих национальных интересов, но уважая международное право и интересы других государств. Этот процесс «собирания» друзей нужно всячески поощрять, за ним – будущее.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Королевстве Тайланд Кирилл Барский.