Перейти к основному содержанию

Кинематографисты «Свободного соло» меняют пики на глубину в «Спасении»

В «Спасении», оскароносные режиссеры «Свободного соло» Чай Васархелий и Джимми Чин меняют альпинистские вершины на водные глубины.

 Сцена из документального фильма «Спасение», в котором рассказывается о спасении в 2018 году 12 тайских мальчиков и их футбольного тренера, оказавшихся глубоко внутри затопленной пещеры. Фото: National Geographic через AP

Их документальный фильм, премьера которого состоится в воскресенье на Международном кинофестивале в Торонто, рассказывает о спасении юношеской футбольной команды из пещеры Тхам Луанг в Таиланде в 2018 году, подробно описывая смелые подводные маневры международной группы элитных пещерных дайверов.

Релиз National Geographic, который выйдет в кинотеатрах 8 октября, — это потрясающий, нервный документальный фильм фестиваля и первый крупный документальный фильм на большом экране о реальной драме, покорившей мир.

«По иронии судьбы, мы перешли с горных высот в подземелье», - смеется Чин, который, как профессиональный альпинист и лыжник, обычно снимал на отвесных скалах.

По сравнению с двумя известными предыдущими фильмами Васархелия и Чина - «Меру» и «Свободное соло», «Спасение» может показаться более легкой задачей. Большинство фильмов, которые не включают в себя свисание со стороны акульего плавника на пике Меру в Индийских Гималаях или совместное подвешивание с альпинистом-одиночкой Алексом Хоннольдом на гранитном монолите Йосемити в Эль-Капитане, естественно, кажутся более укрощаемыми. 

И все же проблемы «Спасения» были во многих отношениях круче. Васархелий и Чин, которые женаты и имеют двоих детей, впервые не снимали само мероприятие. Им пришлось отследить кадры обильных выпусков новостей за пределами пещеры, но мало изнутри и, собрать воедино убедительное и четкое представление о спасательных операциях, которые происходили преимущественно в мутных, черных как смоль водах.

Официальный трейлер документального фильма "Спасение" National Geographic

В то время как мир наблюдал, и в прогнозе маячил дождь, международная коалиция из, примерно, 5 000 человек неустанно работала, чтобы освободить 12 мальчиков и их тренера из затопленных пещер; операция, которая в конечном итоге зависела от уникальных талантов нырять в пещерах, в основном гражданских любителей.

«Я был в пещере. В этой истории есть определенные моменты, которые по-настоящему интересны. Очарование пещеры действительно сложно воссоздать», - говорит Васархелий. «Первые две минуты, когда я был там, я подумал: «Это ужасно. Зачем кому-то это делать? А тут вроде как эта сирена. Это круто, это весело, это загадочно и немного страшно».

Чтобы связать историю воедино, создатели фильма, работающие в условиях пандемии, опирались на интервью, проведенное в Zoom, и на отдых, тщательно снятый с настоящими дайверами в Великобритании. Большую часть отснятого материала из пещеры они получили от тайских морских котиков, которые сыграли важную роль в ее создании. Но ему не хватало навыков ныряния, чтобы совершить невероятное плавание продолжительностью 2 с половиной часа, которое спасло мальчиков. Однако эти документальные испытания не видны в «Спасении», который с подводными кадрами и трехмерными графическими картами делает мрачный рассказ удивительно ясным.

Документальный фильм - не единственная версия истории. Что касается художественной литературы, то уже была малоизвестная «Пещера» 2019 года, в которой ныряльщик Джим Варни играл самого себя. Права на истории мальчиков были проданы Netflix, которая планирует сериал на 2022 год. Для выхода в следующем году MGM Рон Ховард также снимает драму под названием «Тринадцать жизней» с Вигго Мортенсеном, Колином Фарреллом и Джоэлом Эдгертоном.

Однако National Geographic владела правами на рассказы дайверов. «The Rescue» тщательно фиксирует то, как трудно было найти мальчиков и добраться до них, и еще труднее придумать правдоподобный путь спасения. Ожидая возможные смертельные случаи на 16-й день из-за угрозы муссонов, которые еще больше затопят пещеру, пещерные ныряльщики выплавляли каждого ребенка, по одному, пока они находились под действием успокоительных.

Для тех, кто случайно следил за суровыми испытаниями, «Спасение» показывает, насколько тревожным и захватывающим был сюжет.

«Мы просто зашли и нашли мальчиков. Потом каждый день мы приходили и выводили мальчиков, и все это, казалось, обошлось без драмы – сообщали СМИ. На самом деле никто не видел, в чем дело, истиной картины», - говорит Ричард Стентон, дипломированный британский пещерный ныряльщик, который возглавлял большую часть миссии. «Возможно, мы сделали это легко. Впервые, помимо, может быть, наших книг, люди узнают о том, что произошло на самом деле, о том, насколько рискованным было это решение и насколько близко оно было к черте».

По материалам khaosodenglish.com при содействии Associated Press.